Тест фотокамеры FUJI X-T10. Часть I.

Периодически у меня бывают приступы графомании, связанные как правило
с покупкой какой-нибудь новой железки. Вот и сейчас покупка FUJI X-T10
обострила хроническое заболевание которое из стадии ремиссии вновь перешло
в стадию обострения.

Предыстория: я давно облизывался на бессовестного <lj user=sokolovkirill> который
регулярно смущал меня своей X-E1, но после покупки им 56/1.2 и очередными
вывертами моего горячо любимого OM-D я решил перейти на темную сторону
попробовать что то новенькое,  благо я вам не профессионал какой-нибудь
(которые как правило обречены таскаться с тяжеленными дурами так как без них
наши чудесные граждане не принимают их всерьез), а самый настоящий любитель,
то есть люблю это дело и получаю от фотографии  удовольствие всеми легальными
способами, включая и новые фотожелезки.

Этот обзор будет разбит на две части, в первой я опишу в основном ощущения от
самой камеры, полученные в первые несколько дней. Через недельку будет вторая
часть, в которой будет больше фоток красивых девиц, цветов и прочей милоты,
сопровождаемых впечатлениями от реальных съемок (к тому времени «конфетно-букетный»
период в наших отношениях с FUJI уже закончится и обязательно вылезут какие-
нибудь косяки, куда же без них!). Я надеюсь Почта России все таки скоро уже доставит
мне  заказанные объективы и я перестану наконец пребывать в положении девочки из
анекдота, которая купила зеркалку без объектива и потом спрашивала на форумах,
почему у нее фотографии получаются какие то мутные. Впрочем, кит 16-50 оказался
неожиданно хорош для затычки на байонет, за которую производитель просит 5000р.

1.     Общее впечатление и эргономика.

Знакомство с камерой началось с урока шибари  изучения древнего японского искусства
привязывания ремешков к тушке. Мало того, петельки, в которые продеваются эти ремешки,
тоже предварительно нужно прицепить к ушкам  на корпусе камеры, используя заботливо
прилагающийся к ней инструмент для прицепления петелек. Медитативное занятие доложу
я вам! Впрочем, пока батарейка заряжается заняться все равно нечем. Кстати (потерпите,
я скоро уже закончу про ремешки и петельки) к ремешку прилагаются две шайбочки,
которые защищают
тушку от царапин при использовании ремешка.


Такое внимание к деталькам  я всячески приветствую. Надеюсь, внутри все гаечки и винтики
тоже закручены внимательно. Да, и еще про ремешки – сами они, видимо, выделаны из кожи
каких то ну очень  пожилых дермантинов. У молодых дермантинов (которых используют
другие производители) шкура все таки помягче, а тут фанера какая то…

Я кинестетик и тактильные ощущения от любого попавшего в мои руки инструмента мне
очень важны. Ну так вот, как кинестетик ответственно заявляю – все остальное в камере
очень приятно на ощупь. Нигде ничего не трясется, не люфтит и не скрипит. Даром что
сборка уже не Япония, а солнечный Таиланд. Все зазоры ровные, кнопочки нажимаются с
ожидаемым усилием. Но есть два неприятных момента – колесики спереди и сзади крутятся
слишком легко – запросто можно в угаре съемки передернуть диафрагму куда-нибудь не туда
например и не заметить это сразу. И защелка крышечки, за которой прячутся батарейка и
карта памяти,  открывается c усилием, из за которого ее рано или поздно ногтями обдерешь.
У других моих камер достаточно просто плотно прижать пальцем и сдвинуть в сторону.
Здесь же приходится ее буквально выковыривать. Достать же саму карту без пинцета крайне
сложно. Так это еще у меня пальчики тоненькие и длинные как у девочки. Реальным пацанам
с их ручищами вообще нелегко придется. Готов спорить, что половина народу будет эти
карточки ронять на землю при попытке их достать. Очевидный эргономический просчет
всего то разработчикам надо было поменять местами батарейку и разъем для карты).

Несмотря на все мое пространное нытье резюмирую: камера сделана очень качественно,
приятна на ощупь и вызывает непрерывное удовольствие от процесса работы. Чего стоят
только верхние крутилочки, фрезерованные из алюминия, и колеcико экспокоррекции,
которого мне так не хватало на оликах. Кстати – обклеена тушка чем то резиноподобным
и из рук вырваться не пытается вообще. OMD например обклеен чем-то кожистым и весьма
скользким. Тут же все просто липнет к рукам.  В целом я очень доволен.

2.     Экран и видоискатель.

Экран хорош. Он слава богу не OLEDовский, как на  OMD (отчего по всей картинке
прет какая то инфернальная чернота), а обычный, причем с адекватной цветопередачей.
Правда на ярком солнышке видно его похуже чем олимпусовский вырвиглаз.
Видоискатель прекрасен. Не знаю даже, что к этому добавить. Я выставил стиль VELVIA
и теперь гляжу на мир кислотными глазами  FUJI (видоискатель показывает все с уже
наложенным пленочным профилем). Никаких лагов, мерцания, никаких проблем вообще.
Размер вполне приличный. Лишь слегка напрягает тщедушный наглазничек отчего у
меня уже зародилась новая фобия – опасаюсь переднюю линзу очками ободрать, так
как она весьма неглубоко утоплена.

3.     Автоматика.

Со времен ископаемых олимпусов я привык к тому, что экспоавтоматика она просто есть
и все. Крайне редко был нужен точечный замер (на кадрах из серии “белый песец ворует
уголь”). Во всех других ситуацияхматричный справлялся на ура.  В случае с X-T10
экспозамер тоже можно назвать надежным с одной оговоркой:  камера постоянно пытается
переэкспонировать кадр. Кстати непонятно почему – запас в тенях приличный, равы тянучие.

Баланс белого на втомате холодит картинку. Все это на самом деле некритично, так как тут
важно другое – предсказуемость и последовательность в поведении алгоритмов. А с этим
проблем нет. Так что тем, кто хочет картинку потеплее и потемнее, достаточно один раз
выставить экспокоррекцию/сдвиг ББ и забыть об этом.

4.     Автофокус.

Хорошо, что я купил FUJI только сейчас. С выходом прошивки 4.0 для XT1
весь интернет исполнился радостными воплями на тему “Наконец то автофокус
стал реактивным”. Ребята, вас обманули – автофокус наконец то стал нормальным.
Сносным. Адекватным. Не более того.
И у меня вопрос – а вы раньше то как снимали? До прошивки 4.0 ??

Вот кстати тут FUJI респект и всяческая уважуха – работа над прошивкой
после выхода камеры дает реальные улучшения ее работы (все остальные
бренды чаще всего в новых версиях firmware  правят старые ошибки и добавляют
новые – на чем работа программистов и заканчивается).
Другим производителям есть чему поучиться.

В работе автофокус не напрягает. Более менее быстр. И что куда важнее – точен.
Казалось бы как может врать контрастный АФ ? Не знаю как, но спросите у инженеров
олимпуса. Их детище рвет всех по скорости, но иногда на пустом месте начинает
подвирать и дает много брака. Причем врать оно начинает в ситуациях, когда этого
ждешь меньше всего: при съемке днем на крыше например. Света – море. Контраст –
аж глазам больно. А оно врет немножечко, но стабильно. На открытых дырках все
вроде в фокусе, но при внимательном рассмотрении видно – могло быть и точнее.

В свое время эту тему заметил <lj user=podakuni> , но я тогда решил, что причиной тому
некоторая эээ … заинтересованность Антона в том, чтобы выставить FUJI в хорошем свете.
Признаю – бородатый черт был прав. Оно реально точнее у FUJI работает.

Касаемо всех этих определяторов лиц/глаз/глазного дна и прочего скажу так – в студии
все работает приемлимо по точности, на улице же на открытых диафрагмах – ну его нафик.
И олимпус и фуджи периодически фокусируются почему то в область среднего уха, а иногда
и селезенки. Так что я это выключил на всех камерах при съемке на пленере. Чего и вам
советую.

Выбор точки автофокуса пальцем  по тачскрину (как на олимпусе) – штука запредельно
удобная и стыдно должно быть тем, кто в 2015 году не сделал этого на своих аппаратах.
У нас тут XXI век как никак – кругом гей парады, марсоходы и торжество либерализма.
А тут точку фокусировки приходится тыча пальцами на кнопки выбирать. Дикость какая.

Но шутки шутками, а привык я к этому за один день. Зона фокусировки легко
уменьшается/увеличивается колесиком и самих точек много. Скажу так – с этим можно жить.
Почти не напрягает. А за точную фокусировку я вообще им все прощу.

5.     Качество картинок.

Купить новую камеру это все равно, что вставить себе новые глаза. Ну вы меня понимаете.
Даже в пределах одного производителя от камеры к камере варьируется цветопередача
и многие другие тонкие моменты. А покупка аппарата из другой системы это вообще
“дивный новый мир”. Сразу возникает почва для исследований, сравнений и прочего
пиксельдрочерства. Итак, я сейчас тоже немного во все это поиграю.

Начнем  с грустного: мой любимый (с некоторых пор) конвертер C1 пока не поддерживает
эту камеру. Жизненный цикл PhaseOne-овцы обещают выдерживать из расчета четыре
обновления в год, так что с нетерпением жду С1 V8.4 там оно наверное уже появится.

Пока у меня в руках есть:

— кастрированная версия SilkyPix, распространяемая бесплатно с камерой и умеющая пленочные профили,
но не умеющая много чего полезного

— нормальная версия SilkyPix Pro 6.0.21 которая уже умеет Т10, но не умеет пленочные профили

— вы будете смеяться – ACR, который в последней версии 9.1 уже умеет Т10 и тоже поддерживает пленочные
  профили, что удивительно.

Сразу скажу – как только С1 научится проявлять файлы Т10, все остальное отправится в помойку (кроме разве
что кастрированной силки из за умения надевать на равы пленочные профили от FUJI). Но пока имеем то, что имеем.
В качестве иллюстраций к обзору используются картинки, которые получены всеми тремя конвертерами.

Кстати говоря, камерные JPEG-и вполне отдавабельны без постобработки. Вот только DR с помощью конвертеров вытаскивается
куда более приличный. Но коли это не критично, то все остальное смотрится очень хорошо. И Olympus и FUJI дают нам
возможность получать достойные JPEG картинки прямо из камеры. Молодцы.

Вообще если сравнивать FUJI c Olympusом то у меня сложилось следующее впечатление: цвет у олимпуса более “плотный”
что ли, но о точности цветопередачи речь не идет (а нужна ли она?), фуджик куда точнее передает цвета, картинка получается
какая-то прозрачная и очень “спокойная” по ощущению. Это если не надевать на картинку пленочные профили. Вот там уже
(если
например выставить VELVIA) все будет такое кислотное, что мама не горюй, но в ряде случаев это как раз то, что нужно.
Не зря
возится фудж с этой темой мастерство не пропьешь  многолетний опыт производства пленки научил их добиваться очень
интересных сочетаний цветов, которые в ряде случаев изрядно гармонизируют картинку.

Конец первой части.
To be continued…