Нетехнический обзор объектива M.Zuiko 75/1.8

За окном мерзкая гадость ранняя весна
(сурок Фил, старая жирная крыса, на этот раз не обманул) фотографировать оттаявшее
из-под снега гуано желания не возникает, посему вот вам очередная порция высосаной
из пальца графомании.

Речь пойдет об объективе M.Zuiko 75/1.8

Итак, вот уже более полугода на моем OMD EM5-II практически наглухо прописался этот
объектив. Впору брызгать в байонет WD-шкой чтобы не закисло. Впрочем, это нифига не
удивительно. В свое время при запуске еще старшей системы 4/3 много говорилось о
телецентричности оптики и прочих неземных чудесах. Кое-что из тех маркетинговых охов
и вздохов было реальностью, кое-что — откровенной лажей, но в случае телевиков все
по-честному: преимущества формата налицо. Этот объектив — и есть телевичок, который
четко демонстрирует: телецентричность это вам не лобио кушать штука правильная.
Думаю, только в формате микро 4/3 можно реализовать столь компактное и одновременно
чрезвычайно качественное стекло. В данном случае физика на нашей стороне. 🙂

Любой правильный обзор должен содержать в себе долгое и нудное описание плюсов
и минусов обозреваемой железяки, подробное обсасывание их веса в общей оценке
изделия и тому подобную хрень. В данном же случае хочется быть простым как топор
и, говоря простым английским языком, заявить: This lens is awesome. Period.

Но такой обзор читать будет не интересно, хотя тут не будет ни слова неправды —
данный объектив не имеет объективных недостатков. Вот такое вот масло масляное.
Серьезно.

Впрочем, недостатков на самом деле целых два:

1) Цена (но в наши беспечальные времена это основной недостаток вообще всех
качественных импортных вещей) с этим придется смирится (попутно ехидно поинтере-
суемся, почем телевики 150/1.8 у других производителей).

2) Бленда. Точнее ее отсутствие в стандартной поставке. Дяденьки из Олимпуса!
Имейте совесть! Готов поспорить, что где-то на задворках Tatsuno Factory дымит
станок времен позднего императора Мэйдзи, который перерабатывает старые пивные
банки в бленды, которыми у вас там поди весть двор уже засыпан. А вы потом
барыжите по 4990р за штуку! Почти 5 тыщ за кусок штампованой жести, Карл! Не
многовато ?

А ведь не так давно были времена, когда я всем ставил в пример олимпус, который
с каждым объективом честно вкладывал в комплект отличную бленду. Но времена
меняются, жадничать экономить — это теперь в тренде.

Еще один момент, который меня напрягает: задняя линза торчит вровень с корпусом.
Я — мальчик мнительный, мне все время страшно, что всего одно неловкое движение, и
этот технический шедевр будет изуродован царапиной — чухнуть при смене объективов
где нибудь на улице его вполне реально.

И да, хотелось бы, чтобы за такие деньги этот объектив все-таки был влагозащищенным.
А то недавняя съемка в снегопад, когда пришлось обматывать объектив пищевой пленкой,
чтобы его не угробить, показала, что это не понты, а суровая необходимость. Выглядело
это довольно смешно.

Кстати, злые языки утверждают, что это стекло вообще делается OEM производителем Sigma
и даже приводят в качестве доказательства патент, полученный в свое время сигмой, и
совпадающий со схемой обозреваемого нами стекла на все 100. Ну на то они и злые языки.
Мелют что не попадя. Мы в такие наветы не верим. 🙂

Теперь о хорошем. А хорошее, это как раз все остальное — резкость, микроконтраст, скорость
АФ, аберрации, боке, конструктив, дизайн — все выше всяческих похвал. Надо бы лучше, да
некуда (в пределах выбранного ценового сегмента).

Отдельно замечу безупречное механическое исполнение железяки — кайф для кинестетиков. Все так
туго, жестко и четко, что просто не хочется это из рук выпускать. В паре со вторым EM5
получается просто идеальная плотно сбитая, дорогая на вид и на ощупь железка. Кстати,
олимпус делает правильные насечки на кольцах фокусировки — в них грязь не копится (чем меня
неимоверно бесят прекрасные в остальных отношениях стекла Fuji). Вообще, вроде бы все
«старшие» фиксы олиммпуса сделаны по очень высоким стандартам качества, но 75-й тем не
менее стоит особняком. Это чисто субъективное ощущение, но отделаться от него я не в силах,
да и не пытаюсь собственно.

Если вы ищете портретник, у вас есть на него $900 и вас не пугает ЭФР 150 мм (меня, например,
не пугает), то считайте, что вы его нашли.

Длительная эксплуатация показала — этот инструмент надежен в работе как топор. Он не мажет
даже в условиях сильной контровой засветки. Он реально быстр и картинки, которые с него
получаются, при демонстрации клиентам вызывают неизменное «Ах!».

Учтите, что с маленькими камерами (типа E-PM2) он будет прилично перевешивать и хват
может показаться неудобным. Если у вас камера именно такая — попробуйте перед покупкой,
чтобы потом не было проблем с руками. Все-таки 300 грамм настоящего японского стекла
будут тянуть ваши руки к земле.

В остальном — это изделие которое, попадая к вам в руки, доказывает — есть еще похер в похеровницах
фраза «Made in JAPAN» все еще означает ультимативное качество, без дураков.

Для меня появление этого объектива выглядит несколько странным — это не самое ходовое
фокусное расстояние. Если уж делать один окончательный портретник в системе, то, наверное,
это должен быть все-таки портретник с ЭФР 85-90 мм. Но у менеджеров Olympus, видимо, какие-то
свои соображения на сей счет.

Будем надеяться, что со временем в системе появятся объективы аналогичного качества со всеми
востребованными фокусными. Как раз один такой по слухам на подходе: Zuiko 25/1.2 якобы
будет представлен в этом году. Лично у меня руки уже чешутся попробовать такую штуку,
если она действительно появится.

На закуску любителям железячного порно рекомендую для ознакомления статью с LensRentals,
где психи рукастые парни бесстрашно препарируют предмет нашего рассказа попутно восхищаясь тем,
как недешево сделано все у него внутри:

тыкать сюда

и кстати вывод из разборок был следующий:

We just did a comparison to the Leica 75mm Summilux and the results surprised me so much
I won’t publish until I repeat them, but it should be obvious I wouldn’t have been surprised if
the Leica was better.

Вот такие пироги.